Жить и верить — это замечательно

Перед нами небывалые пути.

Утверждают космонавты и мечтатели,

Что на Марсе будут яблони цвести!

Человечество мечтало о том, чтобы побывать на Марсе ещё задолго до того, как космический полёт был изобретён. Ещё в 1880 году американец Перси Грег опубликовал фантастический  роман  Across the Zodiac , где главный герой посещает Марс на своём корабле “Астронавт”. Марс, однако же, оказывается заселён и тамошние жители не могут поверить что пришелец с Земли - они думают что он просто марсианин-фантазёр…

Поиски жизни

Сегодня, конечно, всё гораздо прозаичнее - мало кто надеется найти на Марсе что-то сложнее микроорганизмов (хотя ,в “Покорении Марса” можно найти жизнь ,если повезёт!), однако даже если на .Марсе нет жизни, почему бы человечеству тогда не принести её на красную планету?

Покорение Марса предлагает почувствовать себя в роли Илона Маска будущего , который уже не просто запускает ракеты в космос ,но и старается сделать из Марса вторую Землю.

Согласно сюжету “Покорения Марса“ человечество в лице комитета терраформирования UNMI (United Nation Martian Initiative) решается приспособить Марс для обитания там Homo Sapiens, но в процессе к амбициозному проекту присоединяются и множество других корпораций. Вот за одну из таких корпораций (или даже за саму UNMI) вам и предстоит играть. Стоит заметить ,что кроме Марса здесь можно осваивать также спутники Юпитера, а в одном из дополнений - Венеру

Цель игры

Карта Марса

На Марсе холодно, нечем дышать, да и воды там очень мало, поэтому основной задачей игроков является повышение трёх глобальных параметров - уровня кислорода, температуры и количества океанов (хотя, судя по размеру, это просто большие озёра) до максимального порога. За температуру и кислород на карте отвечают особые трекеры, а вот океаны надо считать непосредственно на карте. Однако, несмотря на то, что цель общая, победитель в игре только один - тот,  у кого больше победных очков (а если вдруг, имеет место быть равенство по победным очкам, тогда побеждает тот, у кого больше внутриигровых денег). Победные очки даются за участие в терраформировании, строительство городов и лесов на игровом поле, завоевание наград и достижений, а также разыгрывание особых карт, которые могут давать очки сами по себе. Поэтому, если кто-то опережает вас по суммарным очкам, стремиться побыстрее закончить терраформирование Марса - не всегда хорошая идея. А если вы видите ,что у противников много планов ,которые они не успевают реализовать, а вы уже выжали из своих карт всё возможное, то напротив, стоит стремиться закончить игру как можно быстрее.

Игровой процесс

Марс по своему геймплею можно назвать “еврогеймом” - т.е это вдумчивая экономическая стратегия, где каждый игрок больше занимается построением у себя эффективного движка, а козни в адрес других игроков уже носят второстепенный характер. Тем не менее, возможностей насолить противнику более чем достаточно - можно испортить ему игру на поле, лишить ресурсов (в пределах разумного), занять раньше награды и достижения или не дать ему важную карту во время драфта.

Игра длится несколько раундов ,которые здесь называются поколениями. Игроки совершают по очереди одно или два действия либо пасуют на всё поколение. Этих действий бывает довольно много, но чаще всего это строительство или активация карт. Если все игроки спасовали, тогда наступает следующее поколение. Большинство игр длятся от 7 до 11 поколений.

Марс также можно назвать прекрасным “аттракционом жадности”. На старте игры, а также во время начала каждого поколения у вас будет возможность купить карты (в игре они обычно символизируют патенты на те или иные технологии). Причём каждая карта уникальна, а ведь в базовой игре более 200 карт, а если играть со всеми дополнениями, вышедшими на данный момент то и вовсе более 400! Стоит ли говорить, что реиграбельность у игры благодаря такому разнообразию просто невероятная.

Так вот всякий раз, когда вы думаете над покупкой карт вас постоянно будут душить две жадные жабы внутри. Одна будет требовать купить всё и сразу, чтобы заработать больше очков в перспективе, другая же будет требовать экономить ресурсы, так как купить всё и сразу, очевидно, не получится.

Обычно карты позволяют усилить экономику, получить очки, добрать другие карты или же как-нибудь навредить противнику (справедливости ради надо отметить ,что процент вредоносных карт тут очень невелик) . Чтобы разместить что-нибудь на игровом поле также требуются карты, либо придётся играть т.н “стандартные проекты” - которые, в большинстве случаев, не очень-то выгодны. Некоторые карты могут накапливать даже на себе особые уникальные ресурсы - такие карты могут принести в конце игры много очков. Но, помимо различной цены у карт, есть также и требования по глобальным параметрам. Например, чтобы заселить Марс разного рода живностью, требуется высокий уровень кислорода, а для растительности часто требуется высокий уровень тепла.

В базовой игре можно выделить 4 типа карт:

Карты корпораций - из колоды корпораций каждому игроку в начале игры раздаётся несколько (обычно 2, 3 или 4) карты корпораций на выбор. Вы будете видеть свои остальные карты во время выбора корпорации на старте, так что выбирать надо с оглядкой на возможные синергии. В базовом наборе корпораций всего 12, но почти в каждом дополнении есть новые.

Корпорации

Карты событий (красные) - имеют однократный эффект

Карты событий

Карты технологий (зелёные) - таких карт большинство. Хотя они, как и события имеют однократный эффект, они продолжают лежать на поле, так на них есть особые метки, которые могут повлиять на дальнейшую игру.

Карты технологий

Активные карты (синие) - эти карты имеют постоянный пассивный или активируемый эффект. Как и зелёные карты технологий, они также оставляют особые метки на столе.

Синие карты

Ещё один важный аспект игры - это достижения и награды.  Достижения работают довольно просто - на карте обозначены особые условия (например ,иметь 3 жетона города на игровом поле) и если какой-либо игрок их достиг, то в свой ход он может заплатить 8 марсианских кредитов, чтобы “застолбить” это достижение и получить таким образом 5 очков в конце игры. При этом в игре не может быть занято более 3-х достижений Награды же работают сложнее. Мало того, что с каждой новой учрежденной наградой растёт цена следующей, но и тот факт что вы учредили награду ещё не даёт вам гарантий победы. Например награда гласит - иметь больше всех жетонов на поле в конце игры. Даже если вы заплатили за учреждение этой награды, её может получить игрок, который разместил больше жетонов на поле. Первое место тут даёт 5 очков, а второе - 2.

В игре есть 6 основных видов ресурсов, которые тратятся на розыгрыш карт, стандартных проектов, а также учреждение достижений и наград. Деньги - универсальный ресурс, на который делать можно всё что угодно. Сталь используется для строительства на Марсе таких как электростанции и города. Титан в основном используется для строительства космических объектов. Растения позволяют сажать леса на Марсе. Энергия требуется для городов, а также для ряда карт с особыми эффектами. И наконец, с помощью тепла можно повышать температуру на Марсе, причём вся нерастраченная в конце хода энергия превращается в тепло

Покорение Марса - вдумчивая стратегическая игра ,где надо думать на много ходов вперёд. Продолжительность одной партии колеблется в диапазоне от 2 до 3 часов.

Атмосфера и арт

Покорение Марса игра, безусловно атмосферная и хорошо подойдёт любителям научной фантастики. Игра хорошо передаёт как романтику космического первопроходца, так борьбу корпораций за новый фронтир. Особенно атмосферной игра становится с дополнением “Кризис”

Что касается визуального оформления - оно выполнено на достойном уровне, хоть и далеко до идеала. Карта Марса, тайлы и планшеты выглядят вполне себе приятно. Что касается, карт технологий то там можно увидеть как реальные фотографии, так и иллюстрации, но такой своеобразный подход лично у меня не вызывает отторжения

Дополнения

К игре уже вышел ряд дополнений, каждой из которых довольно сильно меняет процесс игры.

Эллада и Элизий (Terraforming Mars: Hellas & Elysium)

Несмотря на огромную реиграбельность Покорения Марса , стандартная карта быстро приедается, да и баланс там уж очень тяготеет именно к игре на поле (а не постройку комических карт ,например). Это дополнение добавляет две дополнительные карты (разные стороны Марса) ,приятно обогащая игровой процесс. Эллада ,кстати, моя любимая карта, так как она идеально сбалансирована как для игры от поля, так и от космоса (базовая карта тяготеет к игре от поля, например). очень рекомендую купить вместе с базовым набором, чтобы разнообразить геймпей.

Эллада

Илизиум

Проект Венера (Terraforming Mars: Venus Next)

Хотя лично мне идея колонизации самой горячей планеты в Солнечной системе (да-да, хоть Меркурий и ближе к Солнцу, Венера - самая горячая штучка в нашей системе) кажется абсурдной в ближайшую сотню лет, в игре решили добавить такую возможность. Правда ,не думайте что вам дадут полноценную карту Венеры. Нет, вы будете покорять атмосферу Венеры,  запуская туда аэростаты и летающие города. Дополнение вводить в игру довольно много новых карт.

Венера

Колонии (Terraforming Mars: Colonies)

Колонии

Это дополнение добавляет ещё одну важную часть игры - колонии на спутниках Юпитера и других крупных планет солнечной системы, а также Плутон. Хотя технически и в базовом Марсе есть карты спутников Юпитера ,но здесь они уже представляют более своеобразную механику. Теперь с ними можно торговать за ресурсы, что добавляет процессу построения экономического движка в игре глубины и конкурентной борьбы. Колоний на каждом спутника можно построить не более трёх, а учитывая что игроков может быть до 5 человек не все успеют построить колонии там ,где им хочется. Более того, если в поколение кто-то уже успел посетить спутник ,то придётся ждать следующего ,прежде чем вновь появится возможность там торговать.

Пролог (Terraforming Mars: Prelude)

Самое удачное дополнение, на мой взгляд. Большинство дополнений замедляет и без того медленный игровой процесс Покорения Марса. Это дополнение позволяет игрокам в начале игры выбрать две особые карты прологов, которые  дают довольно солидные бонусы, но сами по себе ничего не стоят. Благодаря этому старт даёт намного проще и игра ускоряется на 1-2 поколения. Это дополнение немного изменяет баланс, но в целом делает игру значительно бодрее. Советую купить его сразу же вместе с базовым набором.

Прологи

Кризис (Terraforming Mars: Turmoil)Кризис

Это дополнение добавляет в игру политическую борьбу 6 партий и глобальные события, вроде пылевых бурь или даже войны на Земле - все они влияют на игрово процесс. Кризис добавляет в Покорение Марса не только глубину и сложность ,но и атмосферу. Всё происходящее становится живой историей. корпорациям надо размещать своих лоббистов, чтобы сформировать выгодный для себя политический климат. Каждое Всего есть 6 партий и каждая даёт свои особые бонусы, пока она правит. Например ,партия “зелёных” даёт 4 монеты любому, кто разместит на поле лес, а также 1 монету за каждую метку микроба, животного или растения у вас под контролем Каждое поколения правящая партия может измениться. Можно посоветовать это дополнение любителям хардкора. Но и недостатки у этого дополнения тоже есть - оно сильно замедляет и усложняет процесс, баланс  тоже становится менее плавным.

Подводя итог

В общем и целом, Покорение Марса - игра отличная. Самым главным её преимуществом ,на мой взгляд является реиграбельность - несколько сотен уникальных карт делают своё дело. Это та игра, которая не будет наскучивать несколько лет. Это не из тех дорогущих игр ,которые сыграл пару раз в жизни и потом они у тебя пылятся на полках. Нет, это именно что игра, которая в полной мере оправдывает свою стоимость. Во-вторых это очень “умная” игра, требующая уметь считать, оценивать инвестиции, любителям строить движки здесь есть где разгуляться. И ,наконец, это очень атмосферная игра, любой фанат научной фантастики оценит сеттинг колонизации Марса по достоинству. В своей следующей статье я уже более подробнее рассмотрю разнообразные стратегические нюансы

Евгений Кудрин